Новини
На Украине пиарщики разработают правила проведения тендеров на PR-обслуживание.
В конце прошлой недели пиарщики обсуждали правила проведения тендеров на PR-обслуживание, подготовленные Украинской лигой по связям с общественностью. Лига считает, что в конкурсе могут участвовать только специализированные агентства, да еще и одного профессионального уровня. Некоторые участники рынка опасаются, что сегодняшняя недоразвитость PR-отрасли не позволит реализовать эти условия без ущерба тендеру и рынку в целом.
Первые PR-тендеры начали проводиться в Украине с 2001 г., - начала Руслана Плис, управляющий партнер центра PR консалтинга Publicity Creating и член PR-лиги. - С каждым годом конкурсов становится все больше, при этом качество за редким исключением не улучшается. По словам организаторов заседания, и сегодня широко распространены фиктивные тендеры. Распознать их довольно просто. Обычно в них отсутствует победитель (можно предположить, что поданные на конкурс идеи используют без привлечения их авторов. - Авт.), не объявляются результаты тендера, необоснованно затягиваются сроки проведения конкурса или побеждает агентство, которое не принимало участия в нем. С целью научить честные компании правильно проводить тендеры, а жуликам не позволить развести PR-агентства, PR-лига предложила утвердить Правила проведения тендеров на PR-обслуживание. Они будут носить рекомендательный характер, тем не менее позволят избежать многих ошибок всем желающим, - уверена г-жа Плис.
Напомним, что добровольный документ в сфере не только PR, но и рекламы подписывается не впервые. Еще в 1998 г. был подписан Кодекс рекламистов (о котором сегодня уже забыли. - Авт.), а в этом году - Этический кодекс пиарщиков. Попытку самоорганизации столь деликатной области деятельности можно бы только приветствовать, если бы не но.
Среди прочего в новых правилах компаниям рекомендуется приглашать участвовать в конкурсе только специализированные агентства. Как показывает опыт, специализированные агентства профессиональней PR-отделов рекламных компаний, - заявила г-жа Плис. А многие агентства, по ее словам, отказываются участвовать в конкурсах вместе с коллегами уровнем ниже. Дескать, тендер - это лотерея, и если хорошее агентство проиграет у худшего, пострадает его репутация.
Отвечая на вопрос из зала "как же определить степень профессионализма PR-компании?", Руслана Плис признала, что в Украине это не так просто. Если на Западе вопрос решается с помощью рейтингов, в Украине их просто нет и в ближайшее время, по ее мнению, не будет. Организатор тендера должен изучить PR-рынок, черпая информацию в обзорах СМИ, интернете, профессиональных объединениях, - посоветовала она. - При этом основными критериями отбора должны быть: опыт работы на рынке, четкая специализация, количество реализованных проектов и наличие среди них похожих брендов, отзывы клиентов.
Кроме того, PR-лига предложила создать черный список компаний-организаторов, которые ведут нечестную или непрофессиональную игру. Такие списки могут размещаться на сайтах профессиональных объединений, что будет дисциплинировать компаний, - пояснила г-жа Плис. И подчеркнула, что поводом для включения компании в список могут послужить обоснованные заявления минимум двух агентств-участников тендера, что исключает возможность использовать ситуацию обиженным агентством, проигравшим конкурс.
Опрошенные ЭИ пиарщики с необходимостью выработать правила проведения тендеров соглашаются, но с некоторыми поправками. Например, PR-менеджер РА Adell Saatchi & Saatchi Юля Письменная считает, что рекомендация лиги приглашать на конкурс только специализированные агентства выглядит как боязнь конкуренции: Сейчас PR отрасль держится не на сильных PR-агентствах, а на отдельных опытных и квалифицированных PR-специалистах, которые работают как в специализированных агентствах, так и в BTL и рекламных агентствах. PR-специалисты из ведущих рекламных агентств ничем не уступают сотрудникам специализированных компаний. Я уверена, что введение таких правил принудит клиентов выбирать из ограниченного круга агентств. А такое искусственное ограничение не способствует развитию отрасли как таковой, а только ее тормозит. PR-менеджер туристической компании Тез Тур Алевтина Шаповалова соглашается с этим мнением. Более того, она считает, что это условие может привести к монополизации PR-индустрии, поскольку небольшие агентства окажутся вытесненными с рынка. А директор PR-агентства HOSHVA PR Оксана Гошва подчеркнула, что единственное, что было бы неплохо, так это введение оплаты агентствам за участие в тендере компаниями-организаторами, что происходит сегодня крайне редко. Дело в том, что нередко PR-тендеры подразумевают подготовку и презентацию организаторам конкурса не только общей идеи кампании, но и конкретных креативных шагов - а это затраты участника как временные, так и материальные, которые в случае проигрыша агентства никак ему не компенсируются. В таком случае (в случае проведения платных тендеров. - Авт.) организаторы конкурсов будут относиться к выбору участников еще более серьезно, - считает г-жа Гошва.
Источник: BIN.cjm.ua
2005-11-02
Джерело: www.rup.com.ua